БАЛЕТ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

В конце апреля в Перми завершился 8-й Открытый конкурс артистов балета "Арабеск".
Разговоры о нем не смолкают до сих пор
"Нас засудили! Подставили! Обидели!" - примерно такой подтекст читался в журналистских вопросах, прозвучавших на пресс-конференции по поводу завершения "Арабеска". Действительно, многочисленная группа пермских конкурсантов выступила не лучшим образом. Но это вовсе не значит, что кого-то "засудили" или "обидели".
"Арабеск" таков, каков он есть. Можно долго спорить по поводу его представительности и статусности, но год от года конкурс доказывает свою объективность. Его проблемы - это проблемы всего балетного искусства, как российского, так и мирового. Несмотря на то, что "Арабеск", в отличие от сонма международных конкурсов, принципиально остается российским, зарубежная "составляющая" среди конкурсантов традиционно превышает российскую. Следовательно, "Арабеск" - это своего рода срез, анализ тенденций мирового танцевального искусства. Что же на срезе?
Прежде всего, балет рубежа тысячелетий - это мужское искусство. Среди мужчин-танцовщиков и конкурс напряженнее, и личностей заметных побольше. Отчасти по этой причине проигрывает пермская команда: в Пермском хореографическом училище сильна женская школа.
В этом году первое место среди мужчин поделили два участника, каждый из которых по-своему является знаменем культурного глобализма: юный Даниил Симкин выступал под флагом Германии, а чернокожий Жерлин Ндуди представлял Украину, где он трудится в Донецком театре оперы и балета.
Шестнадцатилетний Симкин подкупает не только изумительной танцевальной техникой за гранью всяческого воображения, но еще и сценической культурой: никто из участников конкурса не кланялся так изысканно, не улыбался так искренне. Плюс - обаяние юности. Можно считать, что именно Даниил стал победителем "Арабеска-2004", поскольку, кроме первой премии, получил еще и приз имени Михаила Барышникова "Лучшему танцовщику конкурса".
Что же касается Жерлина Ндуди, то в его виртуозном танце есть что-то механистическое. Невероятная точность и высота прыжков, стремительность вращений, но при этом - какой-то труднообъяснимый актерский изъян, который становится особенно виден при исполнении номера современной хореографии. Ндуди танцевал под композицию Сержа Гэнсбура (которого, конечно, назвали Гинзбургом) Black Trombone. Казалось бы - вот он, идеальный материал для чернокожего танцовщика! Джазовый танец, специфическая пластика... Увы. Создалось впечатление, что вся природная пластичность, вся национальная специфика Ндуди была вытравлена железной классической школой. Казалось, что жесткие внутренние барьеры не дают молодому у раскрыться, расковаться, поддаться своей природе и создать, наконец, стремительный и обаятельный сценический образ.
В женском конкурсе, в отличие от мужского, выявился единственный лидер: Яна Саленко из Киева стала единоличной обладательницей первой премии. В этой связи в дирекцию конкурса поступило несколько однотипных вопросов: насколько правомерно не делить конкурсантов на две возрастные группы? Разве могут на равных соревноваться 13-летняя Влада Васильева и Яна Саленко - профи, которая перетанцевала все ведущие партии классического репертуара?
Во время исполнения па-де-де из "Спящей красавицы" Саленко показала такую отточенность всех движений, что было понятно: это ее сотая Аврора. Было бы странно, если бы эта сложившаяся, состоявшаяся балерина не затмила слегка деревянных нимфеток.
Судя по некоторым репликам на пресс-конференции, решение жюри по поводу первой женской премии не было таким уж единодушным. Кому-то больше приглянулась Анастасия Сташкевич из Большого театра, разделившая в результате с Анастасией Ломаченковой из Санкт-Петербурга вторую премию.
"Тарантелла" Луи Моро Готшалка в хореографии Джорджа Баланчина и в исполнении Сташкевич и Вячеслава Лопатина стала настоящим украшением заключительного гала-концерта. По мнению многих зрителей, главным украшением. Жизнерадостный, характерный танец, очень быстрый, с множеством необычных па был исполнен с редкостной легкостью и искренней радостью.
Впрочем, не только призами интересен фестиваль. "Арабеск" доставляет массу эксклюзивных удовольствий для настоящих любителей балета. Алия Хасенова из Казахстана танцевала в паре с Романом Артюшкиным то самое па-де-де из "Эсмеральды" Пуни, которое с такой помпой продемонстрировала в Перми Анастасия Волочкова. И оказалось - вот неожиданность! - что совсем не обязательно быть Волочковой, чтобы лихо ударять ножкой в высоко поднятый бубен. Более того, у некоторых молодых балерин это и получше получается...
Особый разговор - конкурс исполнителей современной хореографии. Здесь лучшими были признаны кореянка Ким Сол Фи и китаянка Сон Сяо. Но приз постановщику за номер, специально созданный для конкурса "Арабеск", решили не присуждать. Действительно, если современная хореография вся такая, как "Линия жизни" Вячеслава Кричмарева на музыку Баха и Шнитке, которую исполняла Ким, то лучше без нее. Да, линия современной жизни нервная и ломаная. Трудно выдумать что-нибудь столь же банальное, да еще и выразить это таким банальным пластическим языком. Между прочим, это тоже один из показательных моментов на срезе балетной реальности: современная хореография, перешагнув рубеж тысячелетий, мало что может противопоставить тому набору блистательных находок, которые сделала в свое время хореография, ныне ставшая классической.
Может быть, современной хореографии нужно идти по пути, показанном "Девушкой-рыцарем"? Так назывался номер Сон Сяо, исполненный на музыку из фильма "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" (хореография Юй Шу-ли). Красивое сочетание национальных и классических элементов создало некую новую эстетическую реальность со своими ценностями, где миллионы стоят гибкие, как перья, кисти рук девушки, их особый плавный рисунок...
На этом многообразном фоне результаты "хозяев поля" выглядят действительно скромно. Многие надежды возлагались на Ярославу Араптанову, но она получила лишь диплом и личный приз Георгия Зорича, который честно признался, что оценил Ярославу не по конкурсному выступлению, а по прежним работам. Екатерина Гущина получила приз фирмы Grishko - сертификат на бесплатное получение балетного костюма. Сын Елены Кулагиной Артур Шестериков стал дипломантом, а Сергей Мершин как был, так и остался лауреатом третьей премии. Зато его партнерша Наталья Моисеева стала лучшей партнершей, не участвовавшей в конкурсе, а на гала-концерте сорвала такие аплодисменты, будто получила Гран-при.
Лариса БАРЫКИНА, балетный критик, член жюри прессы 8-го Открытого конкурса артистов балета России "Арабеск":
- К сожалению, система конкурсов породила особый тип танцовщиков - это касается прежде всего мужчин, - который можно назвать "кочующим конкурсным бойцом". Это одаренные и хорошо обученные мальчики, но абсолютно "невинные" актерски. На конкурсах, где оценивается прежде всего техника, искусство как бы подменяется спортом. А как же стиль, изысканность, образы? Балет может быть источником множества чувств помимо восторга, что перед тобой вертятся, как волчок. В результате мы не видим на конкурсах "звезд", не предполагаем будущих блистательных карьер. Что будут делать эти молодые люди после того, как станут лауреатами всех возможных конкурсов?
Хотелось бы, чтобы награды получали не только за природную пластику плюс дрессировку, но и за артистическую индивидуальность...
ЮлиЯ БАТАЛИНА19.05
Страницы раздела:
• ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - ЭТО
• ПЕРМСКАЯ ИПОТЕКА, НАКОНЕЦ, ЗАРАБОТАЛА
• Павел АНОХИН: ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕЗКО АКТИВИЗИРОВАЛОСЬ
• ЗАКОНЫ И ПРОЕКТЫ
• ПЕРМСКИЕ ДУМЦЫ "ИГРАЮТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ"
• СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОЛЕГА ЧИРКУНОВА
• АВАРИЯ НА ШЛЮЗЕ
• ОСТОРОЖНЫЙ КАЛИЙНЫЙ ОПТИМИЗМ
• ИЗ ТУПИКА - В ТУПИК?
• МЕЖДУ КРЕДИТОМ И ЗАЙМОМ
• Нефтяники не верят "Газпрому".
• ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РОССИЯ.
• ПОГОДА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ. МИР.
• РЕЙТИНГИ. РОССИЯ.
• Траурная песня геолога.
• Россия платит МВФ.
• Правительство ищет финансовых безумцев.
• Проформенное помешательство.
• Фатеев на "Арт-Манеже".
• Предел крутизны - там, где зона рая.
• Новосибирск. Гастроли.
• Ту-204 бросили на произвол судьбы.
• Судебные приставы продали не то, что надо.
• Кровавый Дурей.
• Экстремал-самоубийца едва не прыгнул с 50-метровой высоты.
• Печати и штампы пользовались спросом.
• Дело Тихоновых расследуется втихую.