ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА СЕЛЕ В

УЗБЕКИСТАНЕ.

   Сельское хозяйство в Узбекистане многие десятилетия

развивалось однобоко. Республика превратилась в сырьевую базу

бывшего Союза, преобладала монокультура хлопчатника. Во многих

поливных землях удельный вес посевов хлопчатника доходил до 70

- 80 и более процентов, что привело к ухудшению плодородия

земель и экологически сложной ситуации.

   При реформировании сельского хозяйства пришлось учитывать

не только указанную его специфику, но и сложившуюся сложную

социально-экономическую ситуацию на селе. При наличии крайне

ограниченных поливных земель (0,20 гектара на душу населения в

целом по республике) и быстром росте населения, особенно

сельского, экономическая ситуация дошла до того, что

совокупный доход на душу сельского населения на селе оказался

в 1989 - 1990 годах почти на 40% ниже, чем в России, где он

также был не на высоте. Учет прежде всего стартового

экономического положения, а также других специфических

особенностей потребовали выбора собственного пути

социально-экономического развития, разработки индивидуальной

модели перехода к рынку.

   Большое теоретическое и методическое значение для

выбора критерия оценки эффективности реформы имеет положение,

выдвинутое И. Каримовым, о том, что "любая реформа в первую

очередь проводится во имя интересов человека, для того, чтобы

поднять нашу жизнь на новую ступень". Исходя из этого

основополагающего положения и были сформулированы И. Каримовым

известные пять принципов узбекистанской модели перехода к

рынку.

   Узбекистанская модель в целом есть результат выбора

собственного пути социально-экономического развития с учетом

всего ценного, что накоплено в процессе развития других стран

мира, применительно к специфическим условиям республики.

   Вкратце суть узбекистанской концепции экономической реформы

и модели перехода к рыночным отношениям заключается в

следующем.

   Во-первых, она основывается на реалистическом подходе к

экономическому развитию и переходу к рынку, рассматривается

как длительный и сложный процесс.

   Во-вторых, она не допускает разрушения до основания

имеющейся структуры управления, а предполагает ее коренное

совершенствование.

   В-третьих, не допускает больших скачков, вроде "шоковой

терапии", а предусматривает поэтапное движение по всем звеньям

рыночного механизма и отраслям производства.

   В-четвертых, концепция перехода к рынку - регулируемая со

стороны государства, это касается всех экономических рычагов

управления, прежде всего ценового механизма. Вместо полной

либерализации цен осуществляется постепенный ее отпуск.

   В-пятых, все ценное в сложившихся экономических отношениях,

применяемое до сих пор, на первых этапах сохранить и все

рычаги рыночной экономики вводить постепенно, при условии,

чтобы они давали эффект.

   В-шестых, и это является главным, концепция должна

осуществляться при непременном условии стабилизации экономики

и сильной поддержки населения, и особенно малоимущей его

части.

   В осуществлении экономической реформы в Узбекистане

постоянно ощущается роль государства, оно выступает главным

реформатором. Это проявляется в систематическом контроле и

оценке хода реформ, ее совершенствование и корректировка

осуществляются исходя из конкретной обстановки.

   Всей этой работой непосредственно руководит сам Президент

И. Каримов, причем им выработан подход, согласно которому

экономическая реформа во всех звеньях оценивается не по

громким заявлениям и благим намерениям и даже не по

практическим действиям и применяемым мерам, а по тому, как все

эти действия и меры отражаются на конечных результатах,

которые может ощущать народ.

   Особое испытание в достижении практических результатов

осуществления реформы прошли такие ее важнейшие принципы, как

обеспечение социальной защиты населения, непременная

стабилизация экономики и поэтапность в решении всех вопросов.

   Принцип поэтапности в осуществлении реформы применяется не

только относительно ко времени, но и к пространству. Основание

рыночного механизма строится не путем "шоковой терапии", а

постепенно, с учетом создания реальных возможностей для его

эффективного функционирования.

   При этом важное значение имеет определение поэтапности

перехода к рынку в разрезе отдельных отраслей народного

хозяйства. Не-все отрасли одинаково подготовлены к переходу к

рынку. Промышленность более монополизирована, чем сельское

хозяйство. В сельском хозяйстве имеется больший опыт рыночных

отношений.

   Внутри самого сельского хозяйства, а именно в личном

подсобном хозяйстве, не произошло отчуждение человека от

собственности (как это произошло в колхозах и совхозах), почти

полностью сохранились рыночные отношения, следовательно,

человек остался собственником производства и всей

произведенной продукции.

   Вот почему "запуск" рыночного механизма в относительно

больших размерах и в первую очередь был начат в сельском

хозяйстве, а внутри этого сектора - в личных подсобных

хозяйствах (ЛПХ) колхозников и рабочих совхозов.

   При решении проблемы ЛПХ было удачно использовано

традиционное стремление коренного населения быть поближе к

земле, сохранение в них чувства хозяина земли и интереса к

увеличению производства. Как ни странно, развитию ЛПХ в

прежние годы у нас, а сейчас и во многих других республиках,

препятствует консерватизм руководителей хозяйств и местных

органов, в результате чего попытки решения этого вопроса часто

кончаются неудачей.

   Решение проблемы ЛПХ есть использование крупнейшего

резерва, который, можно сказать, лежал на поверхности, при

"запуске" мощного механизма рыночной экономики на

первоначальном, но очень трудном этапе. Это не могло не

сказаться на общих итогах развития сельского хозяйства, на

обеспечении его стабилизации и решении социальных вопросов,

которые так были необходимы в переходный период к рынку.

   Результат проведенной работы и повышение роли частного

сектора в сельском хозяйстве особенно наглядно отразился на

развитии животноводства, отрасли более, чем другие,

чувствительной к отсутствию хозяина, то есть отчуждению

человека от собственности. За семь лет реформы поголовье

крупного рогатого скота, находящегося в общественной

собственности, уменьшилось на 11%, в том числе коров на 25%,

овец и коз на 33%. Но в результате значительного роста

поголовья крупного рогатого скота (на 60%), в том числе коров

(на 48%), овец и коз (на 48%), находящихся в частной

собственности, общее поголовье крупного рогатого скота

возросло на 21%, в том числе коров на 30%, а поголовье овец и

коз стабилизировалось.

   При резком снижении производства мяса в общественном

секторе на 59% в частном секторе оно возросло на 79%. В

результате - общее производство сохранилось на уровне 107%.

Производство молока увеличилось на-18% при уменьшении его в

общественном производстве на 56% и росте в частном - на 63%.

   В ЛПХ сейчас производится 3,0 млн. тонн молока против 1,9

млн. тонн в 1990 году, или увеличение в 1,6 раза. При

рациональной норме 270 кг на душу населения сельские труженики

обеспечили себя за счет собственного производства на 230 кг

против 160 кг в 1990 г.

   Довольно существенные структурные изменения произошли в

целом в земледелии. Посевы хлопчатника, превратившись в

монокультуру, ранее были доведены до 2,2-2,3 млн. га, или 70%

всех земель на поливе. Сейчас они снижены до рациональных

пределов, определенных из требований научно-обоснованных

севооборотов- 1,5 млн. га, одновременно расширен зерновой клин

на поливе - один млн. га, или увеличился почти в три раза.

   Оставаясь крупным экспортером хлопка в мире (одно из первых

мест), Узбекистан вплотную подошел к решению задачи полного

обеспечения себя зерном собственного производства.

   В переходный период стабилизировалось производство овощей,

фруктов, винограда и на 41% возросло производство картофеля.

Достигнутая общая стабилизация развития сельского хозяйства,

как и было предусмотрено первоначально концепцией, позволила

осуществить довольно плавный переход к рынку без особых

взрывов и потрясений. Городские и сельские рынки, согласно

общему признанию, наполняются сельхозпродукцией в течение

всего года, причем имеют относительно невысокие цены.

Характерно, что сейчас серьезно стала проявляться конкуренция

при продаже товаров на рынке.

   К 1995 году по сравнению с 1990 годом производство

сельскохозяйственной продукции в целом по Узбекистану

составило 89%, в то же время в Белоруссии - 61%, на Украине -

53%, в России - 50%, Казахстане - 48% и в Киргизии - 35%.

   Вот в чем заключается главный критерий оценки эффективности

нашей концепции экономической реформы. Вот почему не произошло

обвального падения производства в промышленности и других

отраслях народного хозяйства республики. Вот, на наш взгляд,

главное и определяющее условие относительно благоприятной

экономической и политической ситуации в Узбекистане.

   В процессе реформы на селе одним из важных вопросов стала

организация фермерских хозяйств. В постсоциалистических

странах развитие фермерских хозяйств оказалось делом очень

сложным, оно оказалось в зависимости от целого ряда

организационных, экономических, психологических и многих

других факторов. Во многих республиках СНГ с самого начала

упор был сделан на развитие фермерских хозяйств, но и у них

ожидаемого развития не произошло.

   Особо специфическим развитие фермерского хозяйства

оказалось в Узбекистане. Дело в том, что в этой республике в

силу демографических особенностей и крайне ограниченных

орошаемых земель на одного дехканина приходится лишь по

одному-двум гектарам. При этом в одних областях нагрузка

земель на одного человека достигает 5- 10 га, в других, где

проживает основная масса, - по 0,5 - 0,8 га и менее. Если

начать наделять фермерские хозяйства везде, например, по 15-20

га, то огромное количество людей на селе сразу же станут

безработными. Это может вызвать социальный взрыв и

дестабилизирует не только экономическую, но и политическую

обстановку. Вот почему к развитию фермерского движения в

Узбекистане подошли осторожно, а его развитие осуществляется

поэтапно, с тем, чтобы не скомпрометировать его.

   В Узбекистане на 1 июля 1996 года имеется 22 648 фермерских

хозяйств, из них 19 307 являются самостоятельными Из общего

числа самостоятельных фермерских хозяйств 11 542

растениеводческого и 10 273 животноводческого направлений.

Фермерские хозяйства занимают пока очень незначительное место

в аграрной экономике Узбекистана. Предстоит осуществить

комплексную программу для развития фермерских хозяйств в

будущем.

   Поэтапность соблюдается также и в главном вопросе - частной

собственности на землю. Вопрос не решается только переходом к

частной собственности, без соответствующей

организационно-экономической и психологической подготовки На

первом этапе не хозяин земли, а хозяин на земле,

действительный предприниматель на земле возрождается путем

передачи земли дехканам во владение и использование на

длительный срок с правом наследования, но без права

распоряжаться, т.е. купли-продажи.

   При изложении хода реформы следует особо подчеркнуть, что

общий уровень производства продуктов продовольствия не

удовлетворяет потребности республики. Это связано с

ограниченными возможностями поливных земель и делает проблему

обеспечения населения республики продовольствием очень

актуальной. Роль этой проблемы возрастает в связи с

необходимостью скорейшего обеспечения экономической

независимости Узбекистана. На душу населения сейчас в

республике приходится всего 0,20 га. В бывшем СССР на душу

населения приходилось около 0,80 в США - 0,63 га, во всем мире

в среднем - около 0,30 га. В ближайшей перспективе в связи с

быстрым ростом населения в Узбекистане на душу населения земли

может еще уменьшиться.

   Отсюда нетрудно заметить, какая актуальная и сложная задача

выдвигается в вопросах эффективного использования наличных

орошаемых земель. Единственным путем решения продовольственной

проблемы в условиях экономической независимости республики

является повышение урожайности сельскохозяйственных культур и

продуктивности животных.

   Низкие качественные показатели использования земель ничем

не оправданы, особенно столь плодородных земель, которые в

условиях республики могут дать 2-3 урожая в год, о чем говорит

наш же собственный опыт, который повсеместно демонстрируют те

же дехкане в своих приусадебных участках.

   В сентябре 1993 года была проведена представительная

научная сессия по развитию сельского хозяйства. Сессия пришла

к выводу о том, что для обеспечения экономической

независимости республика вынуждена и имеет достаточную

возможность поднять продуктивность орошаемых земель как

минимум в два раза. Определены и пути решения этой задачи

посредством следующих мер: 1) агротехнических или

технологических; организационно-экономических.

   Суть аграрной реформы на селе будет заключаться в том,

чтобы собственность, средства производства и земля приобрели

своего настоящего хозяина и чтобы дехканин сам стал хозяином

производимой им продукции. Именно в этом случае дехканин будет

непосредственно заинтересован в непрерывном росте

производства. А это заставит его хорошо трубиться, применять

весь свой талант, накопленный опыт и буквально гоняться" за

всеми новшествами, выработанными научными учреждениями и

передовой практикой.

   Для успешной работы самостоятельных товаропроизводителей и

предпринимателей на селе нужно иметь развитую сеть

инфраструктуры или налаженную систему сервисного обслуживания

как в производственной, так и социально-бытовой сфере.

Исторически оказалось так, что эти вопросы в республике, так

же как и в других республиках СНГ, в крайне запущенном

состоянии.

   Крестьянин, приобретая свободу в выборе направления

развития хозяйства, становясь собственником своей продукции и

хозяином на земле, не может реализовать эти преимущества, а

порою, из-за отсутствия сервисного обслуживания, попадает в

затруднительное, а иногда в безвыходное положение и

компрометирует это прогрессивное явление в глазах крестьян,

которым предстоит осуществить важный исторический процесс

возрождения настоящего хозяина земли.

   Предстоит на первом этапе воссоздать, как это имеет место в

развитых странах, сервисное обслуживание крестьян техникой,

удобрениями, средствами защиты растений и животных,

обеспечение племенным скотом, семенами и посадочными

материалами, строительство зданий и их ремонт, строительство

дорог, социальное и культурно-бытовое обслуживание и многое

другое.

   Для организации этих и еще других форм сервисного

обслуживания крестьян на селе начато создание малых и средних

предприятий, различных кооперативов по обслуживанию,

совместных предприятий и прочее.

   Поэтому проведена и продолжается работа по созданию на базе

бывших колхозов и совхозов новых форм сельскохозяйственных

предприятий, действительно организованных на коллективной

собственности. На начало 1996 года в Республике Узбекистан

имелось 158 сельских районов, 1389 колхозов, осталось всего 16

совхозов, 866 сельскохозяйственных кооперативных хозяйств,

1895 других хозяйств, главным образом арендных предприятий,

ассоциаций крестьянских хозяйств, акционерных предприятий и

т.п. Имеется в их составе около 3 миллионов личных подсобных

хозяйств (ЛПХ) дехкан.

   Внутри всех этих и других форм сельскохозяйственных

предприятий идет работа по передаче крестьянам земли и средств

производства в их владение и использование, с тем чтобы

возродить настоящих хозяев производства и продукции, т.е.

товаропроизводителей, соответствующих условиям рыночной

экономики.

   Внутри хозяйства в целях возрождения настоящего хозяина

земли дехканам раздаются земли на длительное пользование.

Главным и определяющим фактором здесь является размер земли.

Дело в том, чтобы не допустить социального недовольства, земли

раздаются из расчета средних ее размеров фактически на одного

наличного работника. В целинных областях это по 15 - 25 га, а

в основных областях - по 1,5 - 3 га на семью. Земля передается

по договору на 30 - 40 и более лет с правом наследования, если

таковой наследник способен вести дело эффективно. Такой

эксперимент ведется в Эликкалинском районе Каракалпакстана и

дает уже ощутимые результаты. Дехкане имеют свой субсчет в

финансово-бухгалтерском центре хозяйства и все расходы и

доходы учитывают сами.

   Работы на своем земельном участке ведет дехканин сам. Но он

пользуется сервисным обслуживанием со стороны соответствующих

кооперативных предприятий, имеющихся внутри хозяйства,

работающих на хозрасчете. Эти предприятия обслуживают крестьян

на основе договора на проведение механизированных и всех

других специфических работ.

   Из изложенного нетрудно сделать вывод о том, что в

республике создаются благоприятные предпосылки для углубления

и развития экономической реформы на селе.

   При продолжении работ по переводу сельского хозяйства на

рыночные отношения требуется обязательный учет того, что

бизнес в этой отрасли является наименее выгодным.

   Во-первых, в силу специфики сельскохозяйственного

производства возврат инвестиций ограничен, что резко снижает

темпы оборота средств и эффективность вложений.

   Во-вторых, как в начале, так и в процессе производства

требуются большие вложения для поддержания естественного

плодородия и экологического равновесия.

   В-третьих, продукция сельского хозяйства, прежде чем дойдет

до потребителя, проходит через руки большого количества

предпринимателей, занятых в заготовке, переработке,

транспортировке, хранении, торговле и т.п. Эти

предприниматели, выполняя посреднические функции, получают от

продажи конечной продукции большие выгоды, а сельские

товаропроизводители лишены возможности пользоваться ими, так

как они ограничиваются продажей своей продукции в виде сырья,

как правило, по крайне низким ценам. Именно это положение

нарушает эквивалентный обмен между промышленностью и сельским

хозяйством в ущерб последнему. Отсюда, понятно, извечно и

постоянно возникающее противоречие между крайней потребностью

и необходимостью развития сельского хозяйства и неоправданно

низкой заинтересованностью предпринимателей в его нормальном

функционировании.

   Один из возможных путей решения проблемы, как показывает

опыт развитых стран, - это вертикальная интеграция

(агрофирма), благодаря которой сельский товаропроизводитель

становится непосредственным участником процесса производства

вплоть до продажи конечной продукции, то есть продолжает

оставаться до конца собственником своей продукции,

следовательно, извлекает выгоду, не делясь с посредниками.

Бизнес на селе становится выгодным делом, и как нам

представляется, только таким путем можно оказать

действительную поддержку развития сельского хозяйства.

   Исходя из этих стратегических вопросов и определяя пути

углубления реформы на селе на последующем этапе, Президент

Республики Узбекистан И. Каримов принял решение о проведении

эксперимента на примере ряда районов по организации агрофирм.

Успешно сейчас работают, например, агрофирмы в Бешарыкском и

Кувасайском районах, они имеют большую перспективу.

   С. М. Н. Усманов,

   президент Союза экономистов Узбекистана, представитель

Международного Союза экономистов в Узбекистане, действительный

член Международной Академии менеджмента, доктор экономических

наук, профессор, академик.28.07.981080700004.12