ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

     Процесс реформирования высокотехнологичного сектора российской

экономики не вписывается сегодня в общую картину экономических

преобразований и не согласуется с ними по темпам. Налицо

существенный разрыв между сильно развитой культурой научных

исследований и неэффективной организацией работы по практической

реализации результатов НИОКР (научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ) в рыночных условиях. Это остро

ощущается во взаимоотношениях государства - заказчика проведения

НИОКР с их исполнителями и государства - собственника

имущественных комплексов с государственными организациями.

Ценные и перспективные технологии не включаются должным образом

в хозяйственный оборот. А это не позволяет ни государству, ни

исследователям и разработчикам компенсировать затраты на их

создание, а также извлекать выгоду от промышленного применения и

коммерческой реализации указанных технологий.

      От многих специалистов сегодня слышатся призывы: объявить

результаты НИОКР, полученные в ходе выполнения федеральных

государственных заказов и за счет использования имущественных

комплексов, относящихся к федеральной государственной

собственности, "федеральной интеллектуальной собственностью" и

тем самым ввести новый не предусмотренный законами Российской

Федерации субъект исключительного права на результаты

интеллектуальной деятельности - Российскую Федерацию. Это явно

не соответствует ст. 138 Гражданского Кодекса Российской

Федерации, согласно которой исключительное право на результат

интеллектуальной деятельности признается за гражданином или

юридическим лицом. Проблему принадлежности названных объектов

промышленной собственности можно было бы разрешить путем

создания специализированного государственного учреждения и

закрепления прав на указанные объекты за этим учреждением и

(или) их разработчиками. А проблему реализации прав на

промышленную собственность специализированного учреждения

возможно было бы решить созданием сети технологических

брокеров.

      В связи с изложенным полезно обратиться к предшествующему опыту

СССР. С середины 20-х до середины 30-х годов в СССР существовали

органы управления и хозяйствующие субъекты, в компетенцию

которых входило получение правовой охраны изобретений,

разработанных на государственных предприятиях, и распоряжение

правами на эти изобретения в интересах государства, а также

приобретение лицензий у отечественных и зарубежных

правообладателей. Так, изданное 12.09.24 ЦИК и СНК СССР

постановление "О патентах на изобретения" предопределило

создание Патентно-правового бюро при ВСНХ СССР, участвующего в

заключении договоров об использовании за границей изобретений,

созданных на государственных предприятиях. В 1928 году

Патентно-правовое бюро и Бюро по изобретательским делам были

преобразованы в Центральное бюро по реализации изобретений и

содействию изобретательству (ЦБРИЗ), на которое возлагались

функции указанных организаций. 04.03.29 Президиум ВСНХ СССР

принял решение о создании АО "ПРИЗ" (патентование и реализация

изобретений), которое в соответствии с уставом занималось

реализацией советских изобретений за рубежом и приобретением

лицензий у иностранных правообладателей, а также внедрением на

государственных предприятиях изобретений, права использования

которых приобретались у физических и юридических лиц. С 1931

года, в связи с отменой постановления "О патентах на

изобретения" и установлением государственной монополии на

изобретения, на которые стали выдаваться авторские

свидетельства, патентно-лицензионные операции совершались

преимущественно с иностранными контрагентами. После ликвидации в

1935 году АО "ПРИЗ" его функции по реализации советских

изобретений за границей перешли к В/О "Технопромимпорт". В

период Отечественной войны 1941 - 1945 годов и первые

послевоенные годы лицензионные операции практически не

совершались и возобновились всесоюзными экспортно-импортными

объединениями МВТ СССР В/О "Лицензинторг". На него, в частности,

было возложено осуществление операций с иностранными

контрагентами по предоставлению и получению лицензий.

      Впоследствии право предоставления сопутствующих лицензий было

дано всесоюзным объединениям системы ГКЭС СССР, а право на

патентно-лицензионные операции с партнерами из государств

социалистического лагеря было предоставлено В/О "Внештехника"

ГКНТ СССР.

      В настоящее время, с учетом отечественного опыта, назрела острая

необходимость устанавливать организационные и правовые основы

управления и распоряжения правами на объекты интеллектуальной

собственности в интересах Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований для более

рационального использования национального интеллектуального

потенциала, повышения эффективности экономики и ее социальной

ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации,

протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Учитывая, что наиболее эффективное использование объектов

промышленной собственности возможно в составе имущественных

комплексов и что имеющие денежную оценку исключительные права

приравниваются отечественной доктриной к имущественным правам,

специализированное федеральное учреждение целесообразно создать

при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем

координацию по управлению и распоряжению объектами федеральной

собственности. Тем более, что такой орган имеется, и в настоящее

время он имеет статус министерства - Мингосимущество России.

Именно на этот орган, помимо названных функций, возложена защита

имущественных прав и интересов государства в Российской

Федерации и за рубежом.

      В законодательном порядке следует установить, что реализацию

интересов Российской Федерации в части управления и распоряжения

исключительными правами на результаты интеллектуальной

деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации,

созданные за счет средств федерального бюджета и доходов от

использования федерального имущества, осуществляет

специализированное учреждение "Федеральный фонд промышленной

собственности" при федеральном органе исполнительной власти по

управлению государственным имуществом. Специализированное

учреждение в соответствии с законодательством Российской

Федерации должно являться юридическим лицом и быть наделенным

обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве

оперативного управления.

      На Специализированное учреждение в пределах его компетенции

целесообразно возложить осуществление следующих функций:

выявление перспективных разработок с использованием объектов

интеллектуальной собственности для их реализации на российском и

зарубежном рынках;

сбор, систематизацию и анализ информации о российских и

зарубежных технологиях;

учет и поддержание в силе охранных документов, выданных на имя

Специализированного учреждения в Российской Федерации и за

рубежом;

формирование единого банка данных о технологиях

Специализированного учреждения;

приобретение у юридических и физических лиц прав на объекты

промышленной собственности;

содействие государственным унитарным предприятиям в реализации

технологий;

осуществление мероприятий, связанных с экспортом технологий, в

том числе разработкой бизнес-планов, заключением договоров по

приобретению-передаче технологий;

содействие российским организациям в доработке и адаптации

технологий к запросам потребителей, освоение и эксплуатацию

технологий;

обеспечение в установленном порядке правовой охраны новейших

разработок;

содействие привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли

экономики Российской Федерации;

участие в установленном порядке в органах управления

хозяйственных обществ, в уставном капитале которых содержится

доля Российской Федерации и вклад Российской Федерации был

внесен в форме передачи технологий;

получение и перечисление денежных средств, полученных в

результате реализации прав на объекты промышленной

собственности, в соответствии с нормативами, ежегодно

устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, и т.д.

Реализацию интересов субъектов Российской Федерации в части

управления и распоряжения исключительными правами на результаты

интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства

индивидуализации, созданными за счет средств соответствующих

бюджетов и доходов от использования государственного имущества,

должны осуществлять специализированные учреждения, создаваемые

при органах исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, в компетенции которых находятся полномочия на

управление и распоряжение государственным имуществом субъектов

Российской Федерации. Порядок деятельности специализированных

учреждений субъектов Российской Федерации должен устанавливаться

в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,

другими федеральными законами, а также законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с уставами муниципальных образований по решению

представительных органов местного самоуправления могут

создаваться специализированные муниципальные учреждения по

управлению и распоряжению правами на объекты интеллектуальной

собственности в интересах муниципальных образований.

      Для реализации технологий с предоставлением исключительных прав

на объекты промышленной собственности Специализированных

учреждений при федеральных органах исполнительной власти,

осуществляющих отраслевое управление, следует создавать

специализированные государственные унитарные предприятия. Уставы

таких специализированных предприятий будет утверждать

Правительство Российской Федерации.

      Реализацию технологий за рубеж целесообразно осуществлять через

хозяйственные общества, прошедшие государственную аккредитацию.

Порядок государственной аккредитации должно определять

Правительство Российской Федерации.

      Основными заказчиками проведения НИОКР в настоящее время

выступают ряд органов федеральной исполнительной власти, на

которые действующим законодательством возложено осуществление

управления в установленной сфере деятельности и через которые

проходят финансовые потоки из федерального бюджета в оплату

проведенных НИОКР. В последнее время у многих вызывает

озабоченность недостаточный контроль за выделяемыми на эти цели

средствами и результатами проводимых на эти средства

исследований и разработок. Сложившееся положение в определенной

степени обусловлено системой закрепления исключительных прав на

результаты интеллектуальной деятельности, не соответствующей

полноценной защите интересов государства. Отсутствие у

соответствующих органов федеральной исполнительной власти,

осуществляющих управление в рамках административного права в

установленной сфере деятельности, полномочий собственника и

несогласованность их действий с действиями федерального органа

по управлению государственным имуществом ведет к

неопределенности в части обладания результатами осуществляемых

за счет средств федерального бюджета НИОКР, заказчиками которых

выступают названные органы.

      При заключении договоров на создание, передачу и использование

научной и (или) научно-технической продукции, заключаемых между

федеральными органами исполнительной власти, органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, и иных

договоров о проведении НИОКР, проводимых за счет средств

федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,

может быть предусмотрено право требования соответствующих

специализированных учреждений к исполнителям на получение

правовой охраны на свое имя или на совместное с исполнителями

участие в правовой охране технических и

художественно-конструкторских решений, полученных в результате

исполнения указанных договоров. Порядок заключения указанных

договоров в пользу третьего лица - специализированного

учреждения, порядок оформления охранных документов на имя

специализированных учреждений, типовой договор о совместном

использовании объекта промышленной собственности (распределение

прав) должны утверждаться соответственно Правительством

Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

      В части регулирования взаимоотношений между собственником

имущества - государством и государственной организацией в

области управления и распоряжения исключительными правами на

объекты интеллектуальной собственности, созданными в результате

использования закрепленного за этой организацией имущества

(имущественного комплекса), в отечественной правовой системе в

настоящее время образовался пробел. Специфика взаимоотношений

между государством, муниципальным образованием и

государственной, муниципальной организацией по указанному

вопросу в Патентном законе Российской Федерации, а равно как и в

других законах, регулирующих вопросы охраны объектов

интеллектуальной собственности, не отражена. Назрела

необходимость во внесении изменений и дополнений в действующее

законодательство по вопросам правового статуса объектов

интеллектуальной собственности в составе имущественных

комплексов государственных и муниципальных предприятий.

      В части управления материальными объектами, закрепленными за

государственными и муниципальными организациями, предусмотрен

контроль со стороны государства и муниципальных образований.

Однако государство или муниципальное образование согласно

действующему законодательству полностью отстранены от обладания

правами на объекты промышленной собственности, разработанные с

использованием являющихся их собственностью имущественных

комплексов. В результате государство и муниципальные образования

не имеют возможности осуществить управление исключительными

правами на названные объекты промышленной собственности, в том

числе - оперативно перераспределить эти права в своих интересах.

Кроме того, остается открытым вопрос о принадлежности

исключительных прав на объекты промышленной собственности при

ликвидации государственных и муниципальных организаций.

      В законодательном порядке следует установить, что оформление

охранных документов на имя соответствующих специализированных

государственных учреждений на результаты интеллектуальной

деятельности, полученных за счет использования государственного

имущества государственными организациями, должно производиться в

случае отказа последними (после истечения месячного срока после

их уведомления авторами созданных решений) осуществить получение

их правовой охраны.

      В случае ликвидации государственных организаций, обладающих

правами на объекты интеллектуальной собственности, следует

установить, что назначаемые собственниками ликвидационные

комиссии в установленном порядке осуществляют уступку

исключительных прав и уступку требований по лицензионным

договорам соответствующим специализированным учреждениям.

Проблемы, связанные с закреплением прав на объекты

интеллектуальной собственности, возникают также при приватизации

государственных и муниципальных имущественных комплексов. В

настоящее время нельзя осуществить приватизацию имущественных

комплексов, установив в интересах государства ограничения на

приватизацию входящих в их состав исключительных прав.

      Поскольку, как было сказано выше, государство и муниципальные

образования не могут обладать названными правами, а

специализированных государственных и муниципальных организаций,

за которыми можно было бы закреплять указанные права, пока не

существуют. Кроме того, применяемый в настоящее время метод

оценки имущественных комплексов при приватизации основан на

данных бухгалтерского учета. Ответственность за результаты

оценки имущественного комплекса предприятия несет его директор и

главный бухгалтер. Универсальных методов оценки объектов

интеллектуальной собственности не существует. Используемые

методы оценки названных объектов сложны и носят элементы

субъективизма. Получаемые с их использованием результаты оценки

применимы при осуществлении индивидуальных проектов

приватизации, когда ответственность за результаты оценки можно

возложить на лиц, осуществляющих оценку. Подобный подход не

применим при массовой приватизации, когда ответственность за

результаты оценки названных объектов нельзя возложить на

руководителя и главного бухгалтера приватизируемого предприятия,

а возложить ответственность на других лиц практически

невозможно. Оптимальным в последнем случае могло бы быть

применение методов оценки объектов промышленной собственности,

основанных на информации о будущих результатах производственной

и коммерческой деятельности с использованием в этой деятельности

названных объектов, при условии получения дохода в течение

достаточно продолжительного периода времени. Применение

названного подхода возможно лишь при введении ограничений на

приватизацию исключительных прав на объекты промышленной

собственности в составе имущественных комплексов с их

последующим закреплением за специализированной организацией.

Следует установить, что в случае наложения запрета

Государственной программой приватизации Российской Федерации,

программами приватизации субъектов Российской Федерации на

включение в составы приватизируемых имущественных комплексов

исключительных прав на объекты промышленной собственности,

названные права должны подлежать уступке соответствующим

специализированным учреждениям. Оформление установленных

действующим законодательством договоров уступки при приватизации

имущественных комплексов должны осуществлять соответствующие

специализированные учреждения.

      Нерешенной проблемой в настоящее время является создание

организации, являющейся правообладателем на передаваемые

безвозмездно государству или им приобретаемым объекты

промышленной собственности. Такой организацией на федеральном

уровне в соответствии со ст. 9 Патентного закона Российской

Федерации должен был стать Федеральный фонд изобретений России.

Основная цель создания названного фонда - образование

специализированной организации (правообладателя исключительных

прав на объекты промышленной собственности, приобретающей их у

частных лиц и содействующей их реализации в интересах

государства). Указанный фонд до сих пор не создан. Названную

проблему возможно было бы решить возложением части функций фонда

на Специализированное федеральное учреждение.

      В случае признания целесообразности специализированные

учреждения могли бы приобретать у негосударственных организаций

и физических лиц права на подачу заявок на получение охранных

документов, исключительные права, а также исключительные

лицензии на объекты промышленной собственности. Порядок

приобретения названных прав, в том числе порядок компенсации

денежных средств указанным лицам, должны определить

соответственно Правительство Российской Федерации, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Коммерческая реализация технологий специализированных учреждений

и приобретение ими технологий целесообразно осуществлять через

технологических брокеров. В отдельных случаях Специализированные

учреждения могли бы сами реализовывать технологию.

      Внесение исключительных прав и лицензий на объекты промышленной

собственности, принадлежащих Специализированному учреждению

Российской Федерации, специализированным учреждениям субъектов

Российской Федерации, специализированным учреждениям

муниципальных образований, в качестве вклада в уставные капиталы

хозяйственных обществ должно осуществляться по решению

соответственно Правительства Российской Федерации, органов

местного самоуправления в порядке, определяемым Правительством

Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

      Вадим СЕСЕКИН,

кандидат юридических наук

(РИА "Новости")

26.03.98

 1080300213.51