ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

 

   Будет продолжена работа по совершенствованию

нормативно-правовой базы и осуществлению мероприятий,

обеспечивающих недискриминационный доступ к трубопроводным

мощностям, и недискриминационные тарифы на услуги по

транспортировке нефти по нефтепроводам. Тарифная политика на

железнодорожном транспорте будет увязана с этапами структурного

реформирования управления и эксплуатации на железнодорожном

транспорте. В целях снижения транспортных издержек продолжится

выведение из состава железнодорожного транспорта предприятий, не

связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса и

аварийно-восстановительных работ. По мере выделения естественно

монопольного сектора будет осуществляться государственное

регулирование тарифов за пользование инфраструктурой, в

конкурентном секторе будет происходить поэтапная либерализация

тарифов на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Будет

осуществляться упорядочение предоставления ценовых льгот

хозяйствующим субъектам.

   Железнодорожные тарифы в монопольном секторе будут

устанавливаться на основе единых недискриминационных принципов с

учетом действия основных ценообразующих факторов, в конкурентном

секторе - исходя из баланса спроса и предложения на рынках

перевозок. В области связи предстоит решить ряд задач,

направленных на:

   - оптимизацию структуры тарифов на услуги общедоступной

электрической связи по регионам, подотраслям электросвязи и

категориям потребителей для поэтапного перехода к лимитному

ценообразованию; - совершенствование системы взаиморасчетов между

операторами электросвязи, в целях обеспечения юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право

предоставления услуг связи, доступа к сети электросвязи общего

пользования на недискриминационной основе; - совершенствование

тарифной политики на универсальные услуги почтовой связи, услуги

по распространению телерадиопрограмм и регулируемые услуги

Госсвязьнадзора. В 2002 - 2004 годах в реальном секторе будет

воздействовать целый ряд факторов, оказывающих понижающее

давление на динамику рыночных цен на внутреннем рынке.

   По мере укрепления реального курса рубля, прогнозируемой

рецессии в западных странах и снижения спроса и цен на мировых

рынках, будет продолжать сокращаться ценовое преимущество

отечественных товаров. Обострятся проблемы ресурсной базы

экономики в результате недостаточного инвестирования в предыдущие

годы в топливно-энергетический комплекс и другие капиталоемкие

отрасли, старения и выбытия производственных мощностей. В

прогнозируемом периоде ожидается рост внутреннего спроса,

особенно на товары, предназначенные для обслуживания

инвестиционного сектора. На товарных рынках обрабатывающих

отраслей будет усиливаться давление импорта, что также будет

сдерживать рост цен. В этих условиях темпы инфляции в

промышленности не превысят темпы инфляции на потребительском

рынке. На потребительском рынке темпы прироста цен на товары

будут снижаться. Прирост цен и тарифов на услуги будет опережать

прирост цен на товары в 2 раза по мере проведения реформы ЖКХ,

сокращения централизованных дотаций и перекрестного

субсидирования льготных тарифов. 3. Институциональные

преобразования В целях реализации государственной политики в

сфере естественных монополий Правительством Российской Федерации

приняты конкретные меры.

   Реформирование электроэнергетики В соответствии с Основными

направлениями реформирования электроэнергетики Российской

Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской

Федерации от 11 июля 2001 г. N 526, в сфере электроэнергетики в

результате реструктуризации РАО "ЕЭС России" будут созданы

федеральная сетевая компания, система диспетчерского управления

федерального уровня, администратор торговой системы оптового

рынка электроэнергии, сформированы генерирующие и сбытовые

компании. На начальном этапе реформирования отрасли в срок до 1

февраля 2002 г. Российским акционерным обществом "ЕЭС России"

создается федеральная сетевая компания на базе всех принадлежащих

этому акционерному обществу магистральных сетей в качестве

дочернего общества со 100-процентным участием в его уставном

капитале. Федеральная сетевая компания приобретает магистральные

сети, принадлежащие акционерным обществам энергетики и

электрификации и иным организациям, в соответствии с

законодательством Российской Федерации. Также на начальном этапе

реформирования отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. Российским

акционерным обществом "ЕЭС России" создается системный оператор

на базе центрального диспетчерского управления и объединенных

диспетчерских управлений в качестве дочернего общества со

100-процентным участием в его уставном капитале.

   В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается

непосредственное участие государства в уставных капиталах

системного оператора и федеральной сетевой компании с целью

получения контрольных пакетов акций путем распределения

акционерных капиталов среди собственников Российского

акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в

уставном капитале этих акционерных обществ. В процессе

реформирования отрасли создается администратор торговой системы,

выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке

электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую

электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка,

по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка

электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их

соблюдением, организации системы досудебного урегулирования

споров между участниками оптового рынка и контроля за действиями

системного оператора, влияющими на экономическую эффективность

оптового рынка. Администратор торговой системы образуется

участниками оптового рынка электроэнергии в форме некоммерческой

организации. На начальном этапе реформирования отрасли Российским

акционерным обществом "ЕЭС России" создаются генерирующие

компании в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в

их уставных капиталах. Порядок формирования генерирующих компаний

определяется Правительством Российской Федерации и обеспечивается

через представителей государства в совете директоров Российского

акционерного общества "ЕЭС России".

   Реформирование федерального железнодорожного транспорта В

области реформирования железнодорожного транспорта в соответствии

с Программой структурной реформы федерального железнодорожного

транспорта, утвержденной постановлением Правительства Российской

Федерации от 18.05.2001 г. N 384, предусмотрен ряд

институциональных преобразований. Первый этап (2001 - 2002 г.)

реформирования железнодорожного транспорта включает в себя: -

развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок,

в том числе создание грузовых компаний - операторов, владеющих

собственным подвижным составом; - осуществление мероприятий по

обеспечению взаимного доступа организаций федерального

железнодорожного транспорта и организаций, владеющих

инфраструктурой железнодорожного транспорта, к инфраструктурам

железнодорожного транспорта друг друга;

   - разделение на железнодорожном транспорте функций

государственного регулирования и хозяйственного управления,

создание открытого акционерного общества "Российские железные

дороги"; - продолжение приватизации и вывод из структуры

федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий,

не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно -

восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный

сектор; - формирование в рамках открытого акционерного общества

"Российские железные дороги" самостоятельных структурных

подразделений для осуществления отдельных видов

предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте

(пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном

сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг

по ремонту технических средств и производству запасных частей,

иных видов деятельности, не связанных с перевозками) и введение

раздельного учета по этим видам деятельности; Второй этап (2003 -

2005 г.) реформирования железнодорожного транспорта включает в

себя:

   - реорганизацию открытого акционерного общества "Российские

железные дороги" путем выделения в дочерние акционерные общества

самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих

отдельные виды предпринимательской деятельности на

железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем

следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки,

перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту

технических средств и производству запасных частей, а также иные

виды деятельности, не связанные с перевозками); - проработку

организационно - правовых механизмов и последствий выделения

самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих

грузовые перевозки, из открытого акционерного общества

"Российские железные дороги" и рассмотрение вопроса о

целесообразности такой реорганизации. Повышение эффективности

управления государственной собственностью в среднесрочном периоде

будет обеспечиваться реализацией государством функций активного

собственника по отношению ко всем государственным объектам на

основе оптимизации их количества. С этой целью будет продолжена

работа по обеспечению уменьшения сферы применения права

хозяйственного ведения: преобразование государственных унитарных

предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в

хозяйственные общества (в т.ч. в открытые акционерные общества со

100-процентным участием государства в их капитале) или в

организации, основанные на праве оперативного управления.

   Будет усиливаться контроль за сохранностью и использованием

государственного имущества, а также за деятельностью

руководителей предприятий, для этого предстоит определить цели

государства применительно к каждому предприятию через

утвержденную систему показателей деятельности и критериев оценки

их выполнения, а также установить порядок отчетности

руководителей о ходе выполнения программ достижения поставленных

перед ними целей. Намечается завершить создание единой

информационной системы мониторинга хозяйственной деятельности и

финансово-хозяйственного состояния государственных унитарных

предприятий на базе реестра федеральной собственности.

Обеспечение оптимальной структуры и эффективной национальной

экономики требует сокращения количества акционерных обществ,

акции которых находятся в федеральной собственности. Это

относится, в основном, к акционерным обществам доля Российской

Федерации в уставном капитале которых составляет менее 25% и роль

государства в управлении которыми незначительна. Государство

сохранит свое участие в капитале крупных хозяйственных обществ,

осуществляющих деятельность в сфере естественных монополий, либо

занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках.

   Продолжится совершенствование института представителей

государства в акционерных обществах. Повышение эффективности

работы представителей государства будет осуществляться путем

введения жесткого контроля и персональной ответственности за

действия, наносящие ущерб интересам государства. Оценка

деятельности представителей государства, а также доверительных

управляющих будет основываться на результатах работы акционерных

обществ, исходя из утвержденного перечня экономических

показателей. Дальнейшее развитие получит процесс передачи

объектов федеральной собственности в собственность субъектов

Российской Федерации и муниципальную собственность. Сохранится

дифференцированный подход к приватизации предприятий в

зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия будут

приватизироваться, исходя из необходимости соблюдения баланса

привлечения инвестиций на развитие предприятий и максимизации

поступлений в государственный бюджет от их продажи, с учетом

реальной оценки предприятий, максимально приближенной к мировому

уровню. Приватизация низколиквидных предприятий будет

организовываться, в основном, с привлечением эффективных

собственников, подтвердивших свои потенциальные возможности в

осуществлении реальных инвестиций и принимающих на себя

выполнение инвестиционных и социальных обязательств перед

приватизируемым предприятием и государством (сохранение или

создание дополнительных рабочих мест, решение экологических задач

и др.).

   Принятие приватизационных решений будет осуществляться на

основе тщательного анализа представленных потенциальными

инвесторами долгосрочных планов развития предприятий. Будет

расширяться государственный контроль за процессом приватизации -

от подготовки государственного имущества к приватизации до

проверки выполнения обязательств, взятых на себя новым

собственником.