Российско-украинское торгово-экономическое сотрудничество.

   Развитие торгово-экономического сотрудничества России и

Украины является определяющим фактором повышения эффективности

двусторонних связей. Несмотря на стратегическую направленность

двусторонних отношений и определенные успехи в их развитии,

динамика торгово-экономических связей России с Украиной

нестабильна.

   По оценке украинской стороны, в 2002 г. торговля России с

Украиной составила 11,6 - 11,7 млрд. долл., в том числе товарами

- 9,3 - 9,5 млрд. (сократилась на 1% по сравнению с 2001 г.). Со

II полугодия 2001 г. отмечается тенденция снижения товарооборота,

что не удовлетворяет российскую и украинскую стороны. Российский

экспорт в I квартале 2002 г. снизился на 7 - 8%, однако в конце

года возрос по сравнению с 2001 г. на 6%.

   По мнению экспертов, возможно значительное увеличение взаимной

торговли в связи с тем, что в 2002 г. продолжался рост в

экономике России и Украины. Так, увеличилось производство,

расширился экспорт России, а Украины - возрос на 11,1%.

Специалисты оценивают нереализованный потенциал взаимной торговли

в 20 - 25 млрд. долл.

   В последние годы отмечалась тенденция к переориентации

торговли Украины с рынков России и стран СНГ на другие регионы

мира. В результате Украина утратила статус второго в мире и

ведущего в СНГ торгово-экономического партнера России и уступила

первое место Белоруссии.

   Удельный вес России во внешней торговле Украины в 1996 г.

составлял 46,2%, а в 2002 г., по оценке, снизился до 29%. В 1996

г. доля России в украинском экспорте товаров составляла 39%, в

2001 г. - 22,6% и 2002 г. - 17,9% (остальных стран СНГ - 12 -

13%). Доля европейских стран в экспорте украинских товаров

увеличилась в 1996 - 2002 гг. с 24 до 35%, стран Азии и Африки -

с 20 до 31%.

   В 2002 г. российско-украинский товарооборот сократился в связи

со снижением экспорта в Россию следующих групп украинских товаров

(%): металлов и изделий из них - на 46, химической продукции - на

28, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - на

12 - 16, текстиля и изделий из него - на 30.

   Сокращение украинского экспорта в Россию в 2002 г. произошло

под воздействием следующих факторов:

   перехода в России с июля 2001 г. на взимание косвенных налогов

по "стране назначения" (за исключением нефти, газового конденсата

и природного газа). Ранее украинские экспортеры имели льготный

режим на российском рынке. В настоящее время украинские товары

при пересечении границы (а не при их реализации, как это было

ранее) облагаются НДС, как и российские товары на украинской

границе, что соответствует мировой практике. Таким образом,

украинские производители утратили конкурентные преимущества на

российском рынке и еще не приспособились к новым условиям

торговли;

   активизации применения сторонами мер защиты внутренних рынков.

В настоящее время в отношении российских товаров Украина

использует 16 мер, а в России в отношении украинских товаров

действует 13 мер. По оценкам Минэкономразвития РФ и Минэкономики

Украины, в результате применения ограничительных мер в 2002 г.

взаимный товарооборот был ниже на 500 - 530 млн. долл. По мнению

экспертов Минэкономики Украины, потери национальных

производителей от применения торговых ограничений со стороны

России ежегодно составляют около 530 млн. долл., а с учетом

проводимых предварительных антидемпинговых расследований, а также

специальных мер - еще около 60 млн. При этом из-за торговых

ограничений со стороны Украины потери России составляют ежегодно

более 90 млн.

   долл. На Украине сохраняется проблема возврата НДС своим

экспортерам (в настоящее время просроченная задолженность

государства превышает 2 млрд. гривен, или 430 млн. долл.).

   В последние годы появились объективные факторы, которые,

видимо, будут определять развитие российско-украинских

торгово-экономических отношений в перспективе.

   Во-первых, это последовательный курс на развитие в России и на

Украине после кризиса 1998 г. собственного производства ряда

импортозамещающих товаров и насыщение своих рынков (продукция АПК

и химической промышленности, оборудование, приборы и др.). В

последние годы промышленное производство в ряде отраслей России

развивается более высокими темпами, чем на Украине, что

объясняется более интенсивным притоком инвестиций в экономику РФ.

Это не мешает Украине эффективно проводить политику

импортозамещения.

   Во-вторых, вследствие проведения такой политики объем

товарооборота в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизился лишь на

1% в основном за счет увеличения российского экспорта на 6% (и не

только за счет увеличения экспорта энергоносителей). В последние

годы все больше российских товаров средней и высокой степени

обработки оказываются конкурентоспособными на украинском и

российском рынках; украинские производители стали постепенно

утрачивать позиции на российском рынке и искать новые рынки

сбыта.

   В 2002 г. России удалось повысить эффективность торговли с

Украиной путем увеличения (до 3 млрд. долл., или на 40,6%)

положительного сальдо баланса торговли, а также укрепления

позиций российских производителей на украинском рынке.

Поставленные в равные условия ведения ВЭД после перехода на

принцип взимания косвенных налогов по стране назначения

российские экспортеры оказались более приспособленными к рыночным

условиям.

   Приоритетными направлениями во внешнеэкономических отношениях

России и Украины являются реализация договоров о создании зоны

свободной торговли государств - участников СНГ, программы

межрегионального и приграничного сотрудничества с РФ, программы

долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и

Россией.

   Наиболее эффективной мерой, способствующей росту

товарооборота, является использование потенциальных резервов

двусторонних торгово-экономических связей, в том числе расширение

географии межрегиональных связей двух стран (особенно малого и

среднего бизнеса).

   На начало 2003 г. между российскими и украинскими регионами

было заключено около 300 двусторонних соглашений, однако половина

действует не в полную силу.

   Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества

способствует повышению эффективности стратегического партнерства

Украины и РФ. Наиболее успешно развивают экономические связи с

Украиной пять субъектов Российской Федерации - Москва и

Московская область, а также Тюменская, Белгородская, Ростовская

области, на которые приходится половина межрегиональной торговли.

В 2003 г. в рамках Года России на Украине в Киеве и других

городах организуются выставки "Российские регионы на Украине", на

которых представлены возможности 15 субъектов РФ на украинском

рынке.

   Другим направлением, способствующим расширению взаимных

связей, является разработка в рамках профильных подкомиссий

российско-украинской комиссии по сотрудничеству среднесрочных

(сроком на 3 - 5 лет) программ отраслевого сотрудничества. Причем

приоритетными являются отрасли, продукция которых определяет

основные товарные потоки в двусторонней торговле (металлургия,

химическая промышленность, машиностроение). Согласование

перспектив развития отраслей, в котором будут участвовать

реальные владельцы конкретных предприятий, будет способствовать

определению темпов и пропорций развития отраслей, уменьшению

рисков.

   Важнейшим направлением сотрудничества является организация

работы по привлечению российских инвестиций в объекты экономики

Украины и украинских - в Россию. По состоянию на январь 2003 г.

объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику

Украины составил 5,3 млрд. долл. Россия занимала лишь 6-е место

среди ведущих стран-инвесторов (318 млн. долл., или 6% объема

ПИИ).

   Наиболее привлекательными для российских инвесторов являются

следующие отрасли и сферы: производство кокса и продукции

нефтепереработки, а также ядерного топлива (38,2% общего объема

ПИИ из России);

   санаторно-курортный бизнес (23,7%); финансовая деятельность

(8,7%); металлургия (6,2%); транспорт (5,7%); строительство

(4,3%).

   Около 90% накопленных российских ПИИ в экономике Украины

приходится на 5 регионов - Полтавскую область, Автономную

Республику Крым, г.

   Севастополь, Ровненскую область, г. Киев.

   Сумма украинских инвестиций в экономику России (в основном в

операции с недвижимостью) составляет около 76 млн. долл.

   В условиях малопривлекательного инвестиционного климата на

Украине инвестиционного бума со стороны России в ближайшее время

не предвидится. Поэтому важнейшей задачей является развитие

инвестиционной деятельности среднего и малого бизнеса, так как

крупный российский капитал, несмотря на высокий уровень рисков,

уже занял наиболее привлекательные ниши в украинской экономике.

   С приходом на украинские НПЗ ведущих российских

компаний-инвесторов ("Лукойл", "Тюменская нефтяная компания",

"Татнефть", группа "Альянс") возрос приток инвестиций в данную

отрасль, увеличился выпуск нефтепродуктов и их экспорт. Благодаря

росту в 2 раза поставок российской нефти решена проблема загрузки

украинских НПЗ, стабильно растут их прибыли, увеличиваются

налоговые поступления в украинский бюджет. Российские нефтяные

компании создали новые рабочие места на НПЗ, а также в сети АЗС.

   Одновременно с расширением собственного производства

сохраняется высокий уровень зависимости Украины от импорта ряда

товаров. Согласно прогнозу, в 2003 г. импорт товаров возрастет на

6 - 7% против 13 - 14% в 2002 г., при этом доля энергоносителей

составит 40 - 42%, а показатель отношения импорта товаров к

объему производства сохранится на уровне 2000 г. (52,5 - 54%).

   Украина за счет собственных источников удовлетворяет

потребности в топливно-энергетических товарах на 47 - 49%. Добыча

на территории Украины обеспечивает потребностей в нефти на 10 -

12% и в природном газе - на 20 - 25%.

   За счет поставок российских энергоносителей полностью

обеспечиваются потребности Украины в ядерном топливе, в нефти -

на 60% и в природном газе - на 50%.

   Энергетическая составляющая украинского импорта в 2002 г.

возросла до 17% ВВП (в последние 5 лет колебалась в пределах 12 -

14%). В 2002 г. увеличилась зависимость Украины от поставщиков

энергоносителей, несмотря на диверсификацию источников ввоза

топлива (поставки природного газа из Туркмении с долгосрочной

перспективой и др. В 2002 г. украинский экспорт нефтепродуктов

возрос на 25 - 27% (их доля составила 12,5% в структуре

экспорта). Поставки нефти из России для переработки на

приватизированных украинских НПЗ возросли в 1,8 - 2 раза.

Российские поставки ядерного топлива для украинских АЭС, доля

которых в выработке электроэнергии составляет в среднем 45 - 48%

в год, полностью обеспечивали ее потребности. В 1998 - 2002 гг.

поставки первичных энергоносителей из России, приведенные к

нефтяному эквиваленту, обеспечили около 50% потребления Украины.

   В последнее время урегулирован вопрос украинских долгов за

российский природный газ, развивается сотрудничество в газовой

сфере, создан международный газотранспортный консорциум (в

перспективе предполагается участие в нем компаний Западной

Европы). Обеспечена параллельная работа энергосистем Украины с

Россией и с западноевропейской энергосистемой ЦСТЕ.

Ратифицировано кредитное соглашение на сумму 44 млн. долл. с

Россией для завершения строительства энергоблоков Хмельницкой и

Ровенской АЭС. Подписано многостороннее межправительственное

соглашение об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". В

связи с этим украинское правительство считает, что удалось

частично смягчить последствия от потери благоприятных для

украинской стороны условий доступа к российским источникам

энергоносителей.

   В процессе решения комплекса энергетических проблем

руководство Украины пришло к пониманию необходимости развития

сотрудничества с Россией с целью совместного выхода на

европейский рынок энергоресурсов.

   Важнейшим направлением развития российско-украинских

торгово-экономических связей является совершенствование

нормативной базы в сфере поставок товаров по линии

производственной кооперации, оптимизация схемы организации

товарных потоков, упорядочение процедуры таможенного оформления

грузов при пересечении границы.

   Следует активизировать согласование на межправительственном

уровне вопросов упорядочения торгового режима (снижение тарифных

и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур и

др.). Для решения этих проблем необходимо заключить соглашение о

порядке взимания косвенных налогов в торговле России с Украиной.

   Также следует подписать новое соглашение о свободной торговле,

в котором будут регламентированы согласованные процедуры

применения мер по защите национальных рынков обеих стран. В связи

с этим необходимо определить выгоды, а также размер возможных

потерь для российской экономики после вступления соглашения в

силу. Однако создание зоны свободной торговли

(российско-украинской или в рамках СНГ) не является панацеей от

экономических потерь и, в частности, не решит проблем

структуризации товаропотоков и развития производственной

специализации.

   Для этого необходимо принять обязательства в части таможенных

тарифов и взаимной ответственности обеих стран.

   Согласно расчетам, обеспечить экономические преимущества и

решить ряд проблем, накопившихся в торгово-экономических

отношениях России и Украины, возможно посредством полноформатного

участия Украины в деятельности Евразийского экономического

сообщества (ЕврАзЭС). Участие Украины в этом интеграционном

объединении пяти стран СНГ позволит преодолеть большинство

торговых барьеров, существующих между Россией и Украиной (в

настоящее время она имеет статус наблюдателя при ЕврАзЭС).

   В феврале 2003 г. в Москве главы государств России, Украины,

Белоруссии и Казахстана подписали заявление о формировании

единого экономического пространства. Стратегической целью была

признана региональная экономическая интеграция стран "четверки".

   Возможна также синхронизация действий Украины и России в

процессе присоединения к ВТО, в том числе в формате ЕврАзЭС.

Устав ВТО предусматривает присоединение к этой организации стран,

а также интеграционных группировок (зон свободной торговли,

таможенных союзов и др.). В ЕврАзЭС входит Киргизия - государство

- член ВТО; Молдавия, являющаяся членом ВТО, имеет статус

наблюдателя при ЕврАзЭС (как и Украина). Россия и Казахстан

признаны на Западе в качестве стран с рыночной экономикой. Однако

предложение России украинской стороне о вступлении в ЕврАзЭС пока

не принимается.

   Одним из вариантов участия Украины в ЕврАзЭС, по мнению

украинских экспертов, является получение ею статуса "наблюдатель

плюс", предоставляющего Украине односторонние преимущества в

торговле с государствами - участниками ЕврАзЭС. Благодаря этому в

торговле с Россией Украина получила бы приращение сальдо

платежного баланса более чем на 2 млрд. долл. в год. Эксперты

оценивают косвенные преимущества от реализации украинских товаров

на рынках стран ЕврАзЭС ежегодно в 5,6 млрд. долл. Однако при

такой схеме торгово-экономических отношений (предоставление

Украине статуса "наблюдатель плюс") утрачивается основной принцип

международной экономической интеграции - принцип взаимной выгоды.

   Для решения накопившихся проблем в сфере

торгово-экономического сотрудничества следует, в частности,

активизировать деятельность парламентариев России и Украины (в

части гармонизации законодательной базы двух государств), а также

договориться о недопущении принятия документов, нарушающих

принципы договоров и соглашений в экономической области и

блокирующих развитие торгово-экономических связей. Следует также

использовать возможности российско-украинской межпарламентской

комиссии по сотрудничеству, первое заседание которой прошло в

январе 2003 г. в Киеве.

   Автор: В. И. Аникин, профессор, д. э. н., заслуженный деятель

науки РФ,  О. В. Копылов, аспирант МГИМО.

10.05.2003