Трудовая сфера.

Метки: Деньги

   Сегодняшнюю трудовую сферу можно условно охарактеризовать, как

"терра инкогнита". Чем дальше мы углубляемся в ее изучение, тем

больше у нас возникает вопросов. И это не случайно.

   ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ.

   Если сейчас оценивать существующую ситуацию в этой сфере, то

мы практически вернулись в XIX век.

   На большей части предприятий возникли своеобразные барьеры

между управленцами и трудящимися, которые заключаются не только в

разнице заработной платы (порой в сотни раз), но самое главное в

отчужденности от управления своим "вторым домом".

   Мне порой кажется, что руководители предприятий не понимают,

что без совместного сотрудничества всех

работающих невозможно создать высокоэффективное производство

товаров, услуг и т.д. На Западе это поняли и давно уже используют

принципы так называемого социального партнерства, управления с

участием работников (так называемое партисипативное управление).

   В нашей стране эти подходы только начинают использоваться.

   Российские ученые только недавно подошли к осмыслению проблем

социального партнерства. И поэтому порой у нас не все получается.

   В этой связи хочется в качестве примера привести исследования

русского ученого Питирима Сорокина, который еще в 20-х годах

ХХ вывел интересную социальную закономерность. Она показывает,

что чем выше дифференциация в доходах населения, тем больше

конфронтация в обществе. И как вы сами понимаете, что в таких

условиях невозможно решать созидательные задачи не только на

конкретном предприятии, но и в государстве.

   Эти же выводы подтверждает известный американский социолог

М. Шериф. В его концепции достижения экстраординарных целей он

показывает, что ряд поставленных коллективом целей могут быть

достигнуты только совместно, когда люди могут жертвовать личной

выгодой.

   В России же сейчас как раз все наоборот. С одной стороны,

проповедуется индивидуализм, накопительство, личная выгода и

т.д., а с другой стороны, продолжает существовать

бескомпромиссность при решении общих задач.

   За примерами далеко ходить не надо. В течение 2000 года в

Красноярском крае проходила подготовка по подписанию

трехстороннего соглашения между работодателями, профсоюзами и

краевой администрацией. С учетом имеющихся финансовых,

организационных и других возможностей были согласованы со всеми

заинтересованными сторонами все 136 пунктов данного соглашения.

Но когда в конце декабря дело дошло до официального подписания

документа, наши профсоюзы в категорической форме потребовали от

краевой администрации еще одного повышения заработной платы с 1

января 2001 года для всех бюджетников региона.

   И это, несмотря на то, что к этому моменту конфликта бюджет

края был уже утвержден Законодательным собранием. И профсоюзы

понимали, что дополнительных денег для повышения заработной платы

уже взять неоткуда.

   РЕОРГАНИЗАЦИИ.

   Сферу управления трудом в нашем крае реорганизовывали шесть

раз в течение 1990-1996 годов. В результате была практически

полностью разрушена вся вертикаль органов по труду, которая

существовала в каждом городе и районе.

   И нам сейчас с большими трудностями приходится ее

восстанавливать, опираясь на помощь губернатора края

А.И. Лебедя и нашего куратора - заместителя губернатора края

Н.И. Кольба.

   На первом этапе мы планируем иметь в каждом районе при

администрациях хотя бы двух специалистов по сфере

труда. На них должен лечь целый комплекс вопросов, связанных с

коллективными договорами, соблюдением условий труда на

предприятиях, охране труда и т.д.

   На мой взгляд, они должны стать и своеобразными арбитрами по

разрешению всех спорных вопросов по трудовому законодательству.

   Хочу отметить, что эта работа достаточно успешно ведется в

ряде районов и городов, в том числе Балахтинском (глава

администрации И.А. Сафонов), Шарыповском (А.Н. Шаленко), Ачинском

(М.В. Скоробогатов), Боготольском (А.С. Кулагин) и Назаровском

(Н.Ю. Шахматова) районах, а также в городах Шарыпово (Л.В. Плешков),

Дивногорске (А.В. Новак), Минусинске (А.И. Кекин), Канске

(С.Н. Гуров) и Красноярске (П.И. Пимашков).

   Там уже проводится уведомительная регистрация (проверка на

соответствие требованиям закона) коллективных договоров.

   Но это, конечно, мало. Думается, было бы полезным воссоздать и

на предприятиях социологические службы. Они могли бы заботиться о

проведении постоянных мониторингов, обработке данных и выдаче

рекомендаций по состоянию дел в трудовой сфере. Данные

лаборатории имелись в организациях края до начала 90-х годов, но

в связи с отсутствием финансирования они были закрыты.

   А вузовскую науку на предприятия просто не пускают.

   Вы можете сказать, что подобные данные по трудовой сфере можно

получить в органах государственной статистики. Их данные зачастую

неточны, неполны, да и получить их своевременно бывает очень

сложно.

   Хочу привести достаточно простой пример. У нас в крае ведется

учет производственного травматизма.

   Так, в 2000 году из 43 тыс. краевых хозяйствующих субъектов,

перед государственной

статистикой по этому показателю отчиталось всего 1700. В

результате общая цифра по травматизму, мягко говоря, получается

неточной. И таких примеров можно привести еще много.

   Поэтому спрашивается, как можно правильно составлять на местах

целевые социальные программы, когда исходные данные с изъянами?

   ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ.

   Комитетом труда администрации Красноярского края уделяется

серьезное внимание консолидации усилий всех органов надзора и

контроля, действующих в сфере трудовых отношений. Их у нас много,

но все они имеют различную ведомственную подчиненность и не

входят в структуру краевых органов власти. Сюда можно отнести

гострудинспекцию, госгортехнадзор, санэпиднадзор, атомнадзор,

энергонадзор и т.д.

   Всем им, конечно, хватает работы,

   но она не всегда учитывает интересы и особенности нашего

региона. И не потому что они такие плохие. Просто нужна

координация усилий. И она важна не только на уровне края, но и

города, района.

   В этих целях нами была предложена следующая схема. В городах и

районах создаются свои межведомственные координационные советы по

труду. Их должны возглавлять заместители глав администрации.

В состав каждого

совета должен входить специалист по труду (работник

администрации), представители всех органов надзора и контроля по

труду, а также профсоюзы. Именно эти советы контролируют всю

работу, связанную со сферой труда, в том числе по комплексным

проверкам предприятий, по выдаче рекомендаций, следят за

соблюдением законов о труде и т.д.

   Комитет труда серьезное внимание уделяет разработке и освоению

новых методик. Например, по анализу доходов населения и

демографической ситуации в городе, районе. В этом же направлении

- подготовка комплекса документов по расчету прожиточного

минимума для населения края по новой методике.

   В ближайшее время она будет направлена на согласование в

Москву. Затем в крае будет принят соответствующий закон о

потребительской корзине.

   В общем, работа у комитета большая. Но для ее успешного

выполнения необходимо подумать и о ресурсной базе по обеспечению

органов по труду, в том числе материальному и кадровому. В этой

части мы отстаем от аналогичных организаций других регионов

Сибирского соглашения.

   Но нам кажется, что настоящая ситуация такова, что просто

неизбежен кардинальный поворот всего общества к переосмыслению

значимости сферы труда и управлению этой сферой.

   Анатолий ЛОГВИНОВ, председатель комитета труда администрации

Красноярского края.

 

22.01.01

 1110100011.19