В поисках среднего класса.

Метки: Деньги
   Ирина ХАКАМАДА - экономист, окончила университет Дружбы народов
имени Патриса Лумумбы. Кандидат экономических наук. До избрания
депутатом Государственной Думы РФ была главным экспертом,
ответственным секретарем биржевого совета АО "Российская товарно-
сырьевая биржа".
    Частная инициатива требует простых и понятных правил игры.
    Необходимо, конечно, одновременно стимулировать внебанковское
льготное кредитование, я бы так сказала, в небанковские механизмы
кредитования малых предприятий. Для нас здесь приоритетным является
необходимость подготовки законодательства по реализации обществ
взаимного кредитования, так называемых кредитных союзов и обществ
взаимного страхования.
    Десять лет назад в России возродилось предпринимательство, частная
инициатива обрела законные права, люди получили возможность иметь
свое дело.
    Далеко ли продвинулся за эти годы малый бизнес, какое место занимает
в нашей жизни, какими проблемами озабочен, какие перспективы видит
для себя?
    Об этом наши корреспонденты беседуют с председателем Государственного
комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого
предпринимательства Ириной ХАКАМАДОЙ.
    - Ирина Муцуовна, как человек, еще недавно входивший в
законодательную элиту, что Вы думаете о перспективах формирования в
России устойчивой законодательной базы, чтобы любой предприниматель,
начинающий свое дело, знал не только свои права и обязанности, но и
льготы, которые на него распространяются?
    - Я думаю, что перспективы создания устойчивой законодательной базы в
сегодняшнем парламенте возрастают в связи с тем, что начинается
кодификация законов, то есть их обобщение и систематизация.
    Самыми проблемными вопросами, как известно, являются Земельный
кодексе и Налоговый кодекс. Принятие обоих этих документов, с учетом
интересов малого бизнеса, было бы мощнейшим стимулом создания
законодательной базы для предпринимателей.
    Земельный кодекс, с принятием пункта о частной собственности на
землю, мог бы способствовать появлению залогового рынка. Для многих
предприятий - это единственный залоговый инструмент.
    Принятие Налогового кодекса, с учетом опять же интересов малых
предприятий, - то есть эффективной упрощенной системы
налогообложения, не той, которая действует сейчас, а которую
предлагаем мы, вмененный налог на доходы плюс упрощение системы
регулирования предприятий с численностью до 100 человек, - могли бы
тоже создать постоянно действующие правила игры, при которых
предприниматель не только оперировал бы сегодняшней своей ситуацией,
но и прогнозировал свое экономическое положение в будущем.
    - Что Вы думаете о деятельности правоохранительных органов по
преодолению административно бюрократических барьеров на пути малого
бизнеса и обеспечению безопасности от криминальных структур?
    - Правоохранительные органы не занимаются преодолением
административно-бюрократических барьеров на пути малого бизнеса. Это
- не их объект деятельности. Хотя, может быть, и стоит об этом
подумать, потому что малый бизнес опутан не только сетью криминальных
структур, вокруг этой сферы очень серьезно развита коррупция при
лицензировании и регистрации предприятий. И если правоохранительные
органы собираются бороться с коррупцией государственных органов,
необходимо обратить их внимание на то, каким образом ущемляются
интересы малых предприятий, когда они проходят регистрационные и
лицензионные процедуры.
    Что же касается бюрократически-административных барьеров, мы провели
недавно круглый стол "Бизнес и бюрократия" и пришли, в частности, к
такому выводу, что, с одной стороны, не обходимо, конечно, тому же
санэпидемнадзору и пожарному надзору следить за тем, чтобы
предприятия не нарушали не обходимых инструкций, иначе ситуация
чревата пожарами или ведением опасной для санитарного состояния
деятельностью, например, на предприятиях, территории которых
находятся рядом с жилыми домами. Но смысл этих процедур должен быть
не только контрольно-наказующим, но и методически обучающим. Каждый
инструктор, который приходит и предъявляет претензии предприятию,
если оно не выполняет соответствующих норм, должен и обучать персонал
предприятия. Пока такой ситуации нет. Все происходит наоборот -
наказание является главным стимулом, но нет никакого стимула к тому,
чтобы создать систему превентивных мер, когда предприятие с самого
начала четко знает, что оно должно сделать, и ему помогают найти
необходимое оборудование.
    - Как Вы оцениваете существующую систему государственной поддержки
малого бизнеса?
    - Формально она состоит из Госкомитета по поддержке малого бизнеса,
Федерального фонда по поддержке малого бизнеса и соответствующих
департаментов и фондов в регионах. Такая сеть неэффективна в силу
дефицита бюджетных средств. Все эти инструменты не могут обладать
достаточным количеством денег, чтобы создать широкий кредитный рынок
для малых предприятий. Поэтому я считаю, что надо в корне менять
систему государственной поддержки предприятий.
Министерства обязаны серьезно заниматься нормотворчеством. Здесь
должны в единой команде выступать не только наш Госкомитет, но и